Неточные совпадения
Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню был очень приятен во всех
отношениях: и детям здорово, и расходов меньше, и ему
свободнее.
— Как же новые условия могут быть найдены? — сказал Свияжский, поев простокваши, закурив папиросу и опять подойдя к спорящим. — Все возможные
отношения к рабочей силе определены и изучены, сказал он. — Остаток варварства — первобытная община с круговою порукой сама собой распадается, крепостное право уничтожилось, остается только
свободный труд, и формы его определены и готовы, и надо брать их. Батрак, поденный, фермер — и из этого вы не выйдете.
Там, где край тесно населен, где народ обуздывается от порока
отношениями подчиненности, строгостью общего мнения и добрыми примерами, там
свободное употребление вина не испортит большинства в народе.
Вопрос об
отношениях полов казался ему, как и все вопросы, очень простым и ясным и вполне разрешенным признанием
свободной любви.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в
отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую,
свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Но это есть
свободное приобщение к мировому знанию, к которому я сам определяю свое
отношение.
Наблюдая настроения русской эмиграции, я почувствовал, что я один из очень немногих людей,
свободных от ressentiment по
отношению к коммунизму и не определяющих своей мысли реакцией против него.
В Вологде я себя чувствовал очень свободно, в некоторых
отношениях свободнее, чем в Киеве.
Мы всегда были в этом
отношении свободнее западных людей, и мы думали, что вопрос о любви между мужчиной и женщиной есть вопрос личности и не касается общества.
Из этих
отношений видно, что с облегчением участи, с переходом ссыльного в более
свободное состояние, шансы его попасть под суд всякий раз уменьшаются вдвое.
Между тем с поселенцами конкурируют японцы, производящие ловлю контрабандным образом или за пошлины, и чиновники, забирающие лучшие места для тюремных ловель, и уже близко время, когда с проведением сибирской дороги и развитием судоходства слухи о невероятных богатствах рыбы и пушного зверя привлекут на остров
свободный элемент; начнется иммиграция, организуются настоящие рыбные ловли, в которых ссыльный будет принимать участие не как хозяин-промышленник, а лишь как батрак, затем, судя по аналогии, начнутся жалобы на то, что труд ссыльных во многих
отношениях уступает труду
свободных, даже манз и корейцев; с точки зрения экономической, ссыльное население будет признано бременем для острова, и с увеличением иммиграции и развитием оседлой и промышленной жизни на острове само государство найдет более справедливым и выгодным стать на сторону
свободного элемента и прекратить ссылку.
Собственно для ссыльной колонии неудавшийся опыт пока может быть поучителен в двух
отношениях: во-первых, вольные поселенцы сельским хозяйством занимались недолго и в последние десять лет до переезда на материк промышляли только рыбною ловлей и охотой; и в настоящее время Хомутов, несмотря на свой преклонный возраст, находит для себя более подходящим и выгодным ловить осетров и стрелять соболей, чем сеять пшеницу и сажать капусту; во-вторых, удержать на юге Сахалина
свободного человека, когда ему изо дня в день толкуют, что только в двух днях пути от Корсаковска находится теплый и богатый Южно-Уссурийский край, — удержать
свободного человека, если, к тому же, он здоров и полон жизни, невозможно.
Удалось людям не быть втянутыми с малолетства в практическую деятельность, — и осталось им много
свободного времени на обдумыванье своих
отношений к миру и нравственных начал для своих поступков!
В нынешнем [1842] году, в дополнение правил, постановленных в положении о
свободных хлебопашцах… правительство принимает на себя утверждение новых добровольных
отношений…
— Цели Марфы Посадницы узки, — крикнул Бычков. — Что ж, она стояла за вольности новгородские, ну и что ж такое? Что ж такое государство? — фикция. Аристократическая выдумка и ничего больше, а свобода
отношений есть факт естественной жизни. Наша задача и задача наших женщин шире. Мы прежде всех разовьем свободу
отношений. Какое право неразделимости? Женщина не может быть собственностью. Она родится
свободною: с каких же пор она делается собственностью другого?
— Нет, не встретится, если я уеду в деревню на год, на два, на три… Госпожа, которая жила здесь со мной, теперь, вероятно, уже овдовела, следовательно, совершенно свободна. Будем мы с ней жить в дружеских
отношениях, что нисколько не станет меня отвлекать от моих занятий, и сверх того у меня перед глазами будет для наблюдения деревенская и провинциальная жизнь, и, таким образом, открывается масса
свободного времени и масса фактов!
Я привык к лицам этого семейства, к различным их настроениям, сделал себе уже ясное понятие о их взаимных
отношениях, привык к комнатам и мебели и, когда гостей не было, чувствовал себя совершенно
свободным, исключая тех случаев, когда оставался один в комнате с Варенькой.
По одному из них юнкеру, находящемуся под арестом и выпускаемому в роту для служебных занятий, советовалось не говорить со
свободными товарищами и вообще не вступать с ними ни в какие неделовые
отношения, дабы не дать ротному командиру и курсовым офицерам возможности заподозрить, что юнкера могут делать что-нибудь тайком, исподтишка, прячась.
И хотя наши собеседования почти всегда заканчивались словами: «необходимо погодить», но мы все-таки утешались хоть тем, что слова эти составляют результат
свободного обмена мыслей и свободно-разумного
отношения к действительности, что воля с нас не снята и что если бы, например, выпить при сем две-три рюмки водки, то ничто бы, пожалуй, не воспрепятствовало нам выразиться и так: «Господа! да неужто же, наконец…»
И вот, когда он понял, что для современного администратора ничего больше не требуется, кроме
свободных манер, то тотчас же сообразил, что и он в этом
отношении не лыком шит.
— Нет, не разочаровался нисколько ни в чем, но меня смутило, что православия нельзя переменить. Сознание этой несвободности меня лишает спокойствия совести. Самостоятельность моя этим подавлена и возмущается. Я подал просьбу, чтоб мне позволили выйти, а если не позволят, то думаю уйти в Турцию, где христианские исповедания не имеют протекции и оттого в известном
отношении свободнее и ближе к духу Христова учения. Жду с нетерпением ответа, а теперь прощайте и извините меня, что я отнял у вас много времени.
— Еще бы! Как их можно и сравнивать в этом
отношении! У наших, действительно, смелость; наши женщины—хорошие женщины; они, действительно, хотят быть честно
свободными.
Граф Хвостиков собственно сам и свел дочь с Янсутским, воспользовавшись ее ветреностью и тем, что она осталась вдовою, — и сделал это не по какому-нибудь
свободному взгляду на сердечные
отношения, а потому, что c'est une affaire avantageuse — предприятие не безвыгодное, а выгодными предприятиями граф в последнее время бредил.
Бартеневу и Семевскому, он знает немало анекдотов из истории просветительной деятельности XVIII века и, заручившись ими, считает себя уже совершенно
свободным от церемонных
отношений к цивилизации вообще.
Венеровский. Я подожду. Вы обещали сообщить мне ваши чувства, но вас что-то затрудняет. Вы
свободная женщина — вы превозмогите себя. Для ясности
отношений нужна ясность выражений, слова. А определенность в наших
отношениях мне весьма желательна. Я выскажусь прямо, и вы высказывайтесь, не стесняясь староверческим взглядом на
отношения мужчины и женщины. Вы не затрудняйтесь, — это старый Адам, как говаривали мистики блаженной памяти, смущает вас… Ну-с…
Причина понятна: крестьянские дети, говоря вообще,
свободнее воспитываются,
отношения между младшими и старшими там проще и ближе, ребенок раньше делается деятельным членом семьи и участником общих трудов ее.
Не мудрено, если ребенок не умел и не хотел бродить один в лабиринте запутанных
отношений, среди которых прошло его детство и которые трудно было бы разобрать и опытному взгляду,
свободному от все примиряющей и все обессмысливающей рутины.
Обратили внимание на экономические
отношения народа, и литература заговорила о состоянии земледельческого класса, о
свободном труде и других экономических вопросах, выставляя преимущественно, чего у нас нет и что нужно сделать.
Далее — что устройство нашей общественной среды не совсем удовлетворительно и что житейские
отношения наши [совсем не] благоприятствуют нормальному развитию и
свободной, здравой деятельности человека, — об этом тоже написано у нас весьма много рассказов, даже самыми посредственными беллетристами.
Медицина есть наука о лечении людей. Так оно выходило по книгам, так выходило и по тому, что мы видели в университетских клиниках. Но в жизни оказывалось, что медицина есть наука о лечении одних лишь богатых и
свободных людей. По
отношению ко всем остальным она являлась лишь теоретическою наукою о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны; а то, что за отсутствием последнего приходилось им предлагать на деле, было не чем иным, как самым бесстыдным поруганием медицины.
Заметка хроникера «Петербургской газеты» ценна тою наивною грубостью и прямотою, с которою она высказывает господствующий в публике взгляд на законность и необходимость закрепощения врачей. «Являются ли врачи безусловно
свободными людьми, могущими располагать своим временем по личному желанию?» Речь тут идет не о служащих врачах, которые, принимая выгоды и обеспечение службы, тем самым, конечно, отказываются от «безусловной свободы»; речь — о врачах вообще, по
отношению к которым люди самих себя не считают связанными решительно ничем.
Думать, что его можно разжалобить, — смешно; смешно и ждать, что можно чего-нибудь достигнуть указанием на его несправедливое
отношение к нам. Только тот, кто борется, может заставить себя слушать. И выход для нас один: мы, врачи, должны объединиться, должны совместными силами бороться с этим чудовищем и отвоевать себе лучшую и более
свободную долю.
Наконец Сусанна Ивановна решительно объявила ему, что жить более с ним не намерена и уезжает сегодня же, что он с детьми может оставаться в деревне, а она со своей стороны, так как все состояние принадлежит ей, будет высылать ему и детям ежегодно известного рода пенсию, и засим просит считать ее
свободною во всех
отношениях.
Очевидно, власть имеет какое-то
отношение к самому существу человеческого духа, и надо прежде всего отвергнуть рационалистические измышления «просветительства», будто власть и право кем-то изобретены, выдуманы на известную потребу, произошли вследствие «общественного договора» или
свободного соглашения [Теорию «общественного договора» (как переход разрозненных индивидов от естественного к социально-государственному состоянию путем взаимного ограничения и перенесения друг на друга прав, что фиксировалось в договоре) разрабатывали философы-просветители: Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.].
Отсюда, впрочем, еще не следует, чтобы все, что противоположно гуманизму, тем самым являлось уже добром, — такой антигуманизм (которым иногда увлекался К. Леонтьев) отнюдь не обнаруживает
свободного к нему
отношения.
Для рационализма ничто не может возникнуть чрез действие, напр.,
свободное творение, он знает только сущностные (wesentliche)
отношения.
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же
отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет
свободную причину всех вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
К мышлению об обществе,
свободном от категорий господства и рабства, неприменимы обычные социологические понятия, оно предполагает отрешенность, негативность в
отношении ко всему, на чем покоится общество в царстве кесаря, т. е. в мире объективированном, где человек становится тоже объектом.
Но ее
отношение к другим душам и к душе мира определяется ее
свободной совестью.
Вот как можно формулировать принцип творческой этики о соотношении
свободной совести и социальности: совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т. е. быть
свободной, быть стоянием перед Богом, но ты должен быть социальным существом, т. е. из духовной свободы определить свое
отношение к обществу и к вопросам социальным.
Это всегда есть лишь переходная стадия, в которой разум не сознает, насколько он зависит от отрицательных аффектов, и разум более зрелый и действительно более
свободный сознает свои границы и меняет свое
отношение к религиозной вере.
Неведомые науке изменения в мозговом веществе, в нервах. Оттуда изменения вползли в душу, цепкими своими лапами охватили «
свободный дух». Алексей и не подозревает предательства. Воспринимает жизнь искалеченным от рождения духом и на этом строит свое
отношение к жизни, ее оценку.
Итак, — конец! Скоро опять —
свободные люди, скоро опять
отношение твое к окружающим будет определяться
свободною оценкою, а не видом погонов на плечах, количеством на них полосок и звездочек. Конец!
Все свое
свободное время Александрина посвящала чтению книг из княжеской библиотеки и размышлениям над встреченными ею на жизненной дороге новыми людьми. Среди этих «новых» людей видное место занимал Николай Леопольдович Гиршфельд. Наблюдения, предпринятые ею за последнее время над его
отношениями к княгине и княжне, привели ее к таким неожиданным для нее результатам, навели ее на такие мысли, на которых она боялась даже останавливаться.
— Теперь я понимаю ваше возмутительное поведение по
отношению к сержанту Флоке, — улыбнулся презрительно полицейский чиновник. — Вы привыкли у себя в России бить кого хотите, но вы должны знать, что вы здесь не в вашей варварской стране, а во Франции,
свободном и республиканском государстве.
В своем
отношении к идеям он не знает
свободного волевого избрания.
Философия хранит познание истины как мужскую солнечную активность в
отношении к познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть
свободное порождение человеческого духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Один Иван Сергеевич Дмитревский остался верен своей любимице и по-прежнему
свободные от занятий и светских
отношений вечера проводил с нею с глазу на глаз в домике у Таврического сада.
Княгиня Зинаида Павловна, почувствовав себя после смерти мужа совершенно
свободной, стала довольно открыто выказывать свои
отношения к нему, но на первых же порах была им остановлена.
Потемкин разделил Таврическую область на семь уездов, открыл таврические порты для
свободной торговли дружественных с Россией народов, предоставив этим портам, в
отношении коммерции, одинаковые преимущества с Петербургом и Архангельском, и заключил выгодные для черноморской торговли трактаты с Францией и королевством обеих Сицилий.